Аббревиатура и терминология

Морская терминология очень специфична и может показаться новичкам сложной. Знание английского спасает далеко не всегда – знакомые на первый взгляд слова на самом деле могут иметь совершенно другой смысл. Но без знания терминов и аббревиатур специальность моряка немыслима. Кроме того, тем, кто знаком с профессиональной лексикой, значительно проще пройти Marlins TOSE и CES Urgent. Осведомленность в этом вопросе поможет и при поиске работы – рассылка CV будет куда более эффективной, если в анкете вы укажите высокий уровень знания языка. Попробуем разобраться, что к чему в мире морской терминологии!

 

ALL IN или All Inclusive

Это значит, что в цену транспортировки уже были добавлены все дополнительные сборы, предусмотренные соглашением перевозки. 

 

B/L или Bill of Lading

 

Специальная накладная для транспортировки грузов, выписываемая перевозчиком хозяину груза.

 

BAS Base Rate

 

Стандартная ставка. 

 

BAF или Bunker Adjustment Factory

 

Дополнительный сбор по стандартной фрахтовой ставке, чей размер рассчитывается, исходя из стоимости топлива. Измеряется в TEU и меняется каждый квартал или месяц. 

 

BFR

 

Морское фрахтование.

 

Booking

 

Резервирование грузовместимости судна или какой-либо его части для транспортировки. 

 

CAF или Currency Adjustment Factor

 

Дополнительный сбор к стандартной фрахтовой ставке.

 

Carrier

 

Лицо, использующее свой или арендованный транспорт для грузоперевозки на основе соглашения с отправителем. 

 

Charter

 

Соглашение, заключаемое нанимателем и хозяином судна об аренде на указанный маршрут или обозначенный срок. 

 

C.O.C или Carrier’s Owned Container

 

Контейнер, принадлежащий перевозчику. 

 

Consignee

 

Получатель груза.

 

CUC или Chassis Using Charge

 

Сбор за использование шасси.

 

CY или Container Yard

 

Терминал для контейнеров.

 

DС или Dry Сontainer

 

Сухой контейнер для перевозки различных грузов, не нуждающихся в особом температурном режиме. 

 

DDF или Documentation Fee Destination

 

Сбор за оформление полагающихся бумаг в порту назначения. 

 

Demurrage

 

Штраф за сверхнормативное использование контейнера со времени его выгрузки на терминал и до момента его вывоза оттуда. Также может означать штраф за простой судна свыше оговоренного периода на выполнение разгрузочно-погрузочных процедур. 

 

DEQ или Delivered Ex Quay

 

То же, что и DES, но риски не переходят до завершения выгрузки груза в порту назначения. 

 

DES или Delivered Ex Ship

 

Условия, когда продавец отвечает по соглашению до момента предоставления груза, который не прошел для импорта таможенную очистку, на судне в порту назначения. Продавец отвечает за груз и сопутствующие затраты по доставке до момента разгрузки.

 

Detention

 

Штрафы за сверхнормативное использование контейнера, начиная с его вывоза с территории терминала до возвращения назад. 

 

DHC или Handling Charge Destination

 

Затраты при перегрузке в порту назначения. 

 

Disbursement Account

 

Подтверждающая бумага, содержащая список расходов, которые понесли для портового сервиса. 

 

Discharging

 

Выгрузка.

DOCS или Documentation или Docs Fee 

Сборы местного агента линии, выплачиваемые за оформление бумаг, коносамент и контейнер. 

DOOR

Условия транспортировки при отправлении/прибытии, когда в цену транспортировки включен полный пакет услуг по отправке (до входных дверей или складского помещения отправителя либо получателя)

 

ETA или Estimated Time of Arrival

 

Ожидаемое число прибытия. 

 

ETD или Estimated Time of Departure

 

Предполагаемое число отправки. 

 

Feeder

 

Морской перевозчик, осуществляющий перевозку на малотоннажных суднах на короткие расстояния между портами (чаще всего единого бассейна), либо перевозку контейнеров от или до порта погрузки на нужное океанское судно. 

 

FFC или Freight Forwarder Commission/Brokerage Origin

 

Брокерские комиссии. 

 

FI или Free In

 

Условия транспортировки, подразумевающие, что фрахт не учитывает цену погрузки на судно. 

 

FICY или Free In/Container Yard

 

Погрузка в порту, оплачиваемая отправителем, и доставка до терминала за счет линии. 

 

FIFO или Free In/Free Out

 

Погрузка или выгрузка, оплачиваемая отправителем. 

 

FILO или Free In/Liner Out

 

Погрузка, оплачиваемая отправителем, и выгрузка, оплачиваемая линией. 

 

FIOS или Free In/Out

 

Погрузка и выгрузка, оплачиваемая отправителем. 

FCL или Full Container Loading

Контейнер, наполненный грузом единственного получателя. 

FO или Free Out

Условие перевозки, при котором фрахт без учета цены выгрузки с судна. 

 

Freight

 

Плата за транспортировку.

 

GRI

 

Запланированный рост базовой ставки с указанной даты. 

 

Gross Weight

 

Вес товара вместе с внешней и внутренней упаковкой. 

 

HC или High Cube

 

Контейнер повышенной вместимости из-за увеличенной высоты. 

 

Heavy Lift Charge

 

Надбавка за превышение указанной массы груза. 

 

IMO Surcharge

 

Надбавка за опасные грузы. 

 

Indossament

 

Передаточная надпись на обратной стороне документа, по которой права переходят от одного к другому

 

International Commercial Terms или INCOTERMS

 

Набор международных торговых выражений, оформленный Международной торговой палатой. В нем термины по стандартным условиям поставок, которые касаются процесса перевозки, оформления поставок и т. д. 

 

ISPS

 

Сбор за обеспечение безопасности в порту.

 

LCL или Less Container Loading

 

Контейнер, наполненный грузом для различных получателей, или сборный груз.

LI или Liner In

Линейные условия во время погрузки, при которых цена погрузки на судно включена в цену фрахта. 

 

LI-Door или Liner In / Door

 

Погрузка в порту, оплачиваемая линией, при этом доставка производится до “дверей” клиента. 

 

LIFO или Liner In/Free Out

 

Погрузка, оплачиваемая линией, и выгрузка, оплачиваемая отправителем. 

 

LILO или Liner In/Out

 

Погрузка и выгрузка, оплачиваемая линией.

 

LO или Liner Out

 

Линейные условия во время прибытия, когда цена выгрузки с судна включена во фрахтовую ставку. 

 

Loading

 

Погрузка.

 

Manifest

 

Документ с перечнем коносаментов, представляемый таможне и агентам в портах назначения. Как правило, он включает следующие данные:

  • название судна
  • маркировка груза
  • порт погрузки
  • наименование, вес, объем и количество груза по каждому коносаменту
  • номера коносаментов
  • имя отправителя и получателя.

Laytime

Период, на который перевозчик предоставляет судно для погрузки, и держит его для погрузки груза без дополнительных платежей. Обычно указан в чартере.

 

Notify Party

 

Cторона, уведомляемая перевозчиком по прибытии груза. 

 

ODF или Documentation Fee Origin

 

Сбор за оформление бумаг в порту отправления. 

 

OT или Oреn Tор

 

Контейнер с открытым, облегчающими погрузку, верхом и закрывающимся чехлом из брезента. 

OHC или Handling Charge Origin

Затраты на перегрузку в порту отправления. 

 

Order Bill of Lading

 

Коносамент, когда груз передается как по “приказу” отправителя груза, так и по “приказу” получателя, или по “приказу” банка, или по передаточной надписи того, по чьему “приказу” документ составлен. 

 

POD или Port of Delivery

 

Порт назначения.

 

POL или Port of Loading

 

Порт погрузки.

 

PSE или Port Security Charge Export

 

Сбор при экспорте за обеспечение безопасности в порту. 

 

PSS или Peak Season Surcharge

 

Надбавка из-за сезонного роста объемов перевозок.

 

PCS или Port Congestion Surcharge

 

Надбавка из-за перегрузки портовых контейнерных площадок. 

 

Quality Certificate

 

Бумага, подтверждающая полное соответствие груза качественным показателям, техническим параметрам, требованиям по безопасности, закрепленных соглашением. 

 

RF Reefer Сontainer

 

Рефрижераторный контейнер, предусмотренный для перемещения товаров, нуждающихся в особом температурном режиме. 

 

SEA или Seafreight, O/F или Oceanfreight

 

Морской фрахт.

 

Certificate of Origin

 

Бумага, подтверждающая, что импортируемый товар сделан в определенном месте. 

 

SEC или Security Charges

 

Сбор в порту за обеспечение безопасности. 

Shipper

Отправитель груза.

S.O.C или Shipper’s Owned Container

Контейнер в собственности заказчика. 

 

Statement

 

Бумага, оформляемая вместо таймшита тогда, когда нет необходимых обязательств по учету или расчету сталийного времени. Включает сведения о времени прибытия в порт судна, использовании сталийного времени, его длительности и причинах всех перерывов и простоев. 

 

Storage

 

Плата порту за сверхнормативное хранение груза.

 

S.T.C. или Said To Contain

 

Указание того, что содержится.

 

TC или Tank Сontainer

 

Контейнер, необходимый для перевозки жидких и газообразных грузов.

 

TEU или Twentyfoot Equivalent Unit

 

Единица измерения груза, равняется объему одного контейнера на 20 футов. 

 

THC или Terminal Handling Charges

 

Затраты в порту во время перегрузки. 

 

Time Charter

 

Соглашение о фрахтовании судна на конкретное время. Владелец судна предоставляет его на определенный срок за оговоренную цену.

 

Time Sheet

 

Учетная ведомость сталийного времени под грузовыми операциями. Оформляется во всех портах выгрузки/погрузки и заверяется подписью уполномоченного лица фрахтователя и капитана. 

 

War Risk

 

Военные риски в портах, расположенных в районе военных действий. 

Waybill

Бумага, оформляемая при приеме и отпуске товаров и транспортировке грузов. Регулирует взаимоотношения между получателем и отправителем перевозимого груза.

Wharfage

Портовая пошлина.

WSC или Winter Surcharge

Надбавка в порту в зимний сезон, где не исключено обледенение его акватории. 

 

SERVICE4SEAFARER

Copyright © – 2017 – 2019 Сервис для моряков.